субота, 20 червня 2015 р.

Земельна реформа на Поліссі у другій половині XVI століття (Горбацький А. А.)



Веснік Брэсцкага універсітэта. Серыя ГІСТОРЫЯ, ЭКАНОМІКА, ПРАВА, НАВУКОВА- ТЭАРЭТЫЧНЫ ЧАСОПІС. Выходзіць два разы ў год. Заснавальнік – установа адукацыі «Брэсцкі дзяржаўны ўніверсітэт імя А.С. Пушкіна» № 1 / 2013
Вместе с ростом феодального землевладения в Великом Княжестве Литовском, увеличением значения урожайности в доходных статьях как всего княжества, так и отдельного поместья, росло и стремление феодалов рационально организовать ведение всего поместного хозяйства.

Феодалы стремились выявить и использовать все ресурсы крестьянского хозяйства, чтобы применить эффективную систему налогообложения. 

Достигнуть такого положения можно было тремя путями: во-первых, тщательным и по- всеместным учетом количества и качества феодальной и крестьянской земли; во-вторых, введением однообразного налогообложения (повинностей), которое должно было соответствовать уровню экономического развития конкретного хозяйства; в-третьих, устранением имевшихся препятствий (чересполосица, дальноземелье, земельные споры), которые мешали организации эффективного земледелия. 

В результате проведенных реформ королевская власть увидела их эффективность и периодически эти реформы повторяла. 

Первые шаги земельной реформы в Пинском повете. С целью увеличения королевских доходов в XVI в. власти принимают решение навести порядок в королевских имениях. Главной задачей была разработка правил экономического ведения хозяйства и сбора налогов. 

Так, король Сигизмунд I Старый, видя, что старосты и тивуны Жомойтской земли привлекают крестьян к тяжелым физическим работам, собирают непомерные налоги без всяких на то юридических оснований, в 1529 г. издал «Уставу», в которой определил суммы денежных и других сборов с крестьян, оградил последних от самоуправства старост и их заместителей при организации и проведении различного рода хозяйственных и полевых работ. 

Такая же «Устава» была издана Сигизмундом I в этом же году для дворов в Виленском и Троцком поветах Великого Княжества Литовского. В соответствии с «Уставой» королевские ревизоры сразу начали измерение всех королевских имений в пределах Великого Княжества Литовского. 

Так, в 1552–1555 гг. было измерено и описано Пинское и Клецкое княжество; в 1560–1563 гг. города Брянск и Сураж Станиславом Девялтовским Скочком и дворянином Андреем Дыбовским под надзором и руководством князя Адама Пильховского; в 1561–1566 гг. Пинский повет; в 1563 г. Кобринская экономия Дмитрием Сапегою. 

Важные экономические и правовые преобразования по улучшению своих имений в Пинском и Клецком княжествах провела мать Сигизмунда II Августа королева Бона. По предписанию королевы Боны между 1552 и 1555 гг. была сделана ревизия (волочное измерение) земель Пинского и Клецкого княжеств. 

В состав Пинского кня-жества входили и земли городов Мотоля и Нобеля. По воле королевы измеренные земли раздавались крестьянам на основании установленных условий. Были указаны находящиеся в имениях королевы православные церкви и состоящее при них духовенство. 

Подробно описывались с указанием всех урочищ церковные, земянские (земяне – категория военнослужилого населения ВКЛ в XVI–XVII вв.) и королевины земли. Оба эти княжества в конце XV начале XVI вв. принадлежали первоначально князьям Ярославичам, Ивану Ярославичу, а затем его сыну Федору. 

После смерти последнего земли перешли по наследству королю Сигизмунду I, который отдал их в по- жизненное пользование своей второй жене Боне, дочери Медиоланского князя Сфор- ции. Владея обширными имениями, частично подаренными ей мужем, а частично купленными, королева Бона пыталась навести строгий правовой и экономический порядок в своих владениях. 

С этой целью в 1552 г. она приказала Пинскому старосте Станиславу Хвальчесвскому провести совместно с посланным от королевы ревизором Мельницким, подкоморием Алексеем Чосновским, ревизию, т.е. раздел на волоки всех принадлежащих ей в Пинском и Клецком княжествах земель. 

После раздела на волоки земли должны были быть розданы как своим крестьянам, так и посторонним лицам на установленных королевой условиях. Отчет об исполнении этого поручения был представлен Хвальчевским в виде писцовой книги, составленной под его руководством Иваном Горецким. 

Помощь в составлении отчета оказывали землемеры Иван Дубовский и Богуш Михнович. Ревизия и раздача земель в королевских имениях были произведены Хвальчевским в соответствии с инструкциями, выданными ему королевой. 

Для измерения земли использовались обыкновенные в то время литовские меры: прут, морг и волока. Линейный прут содержал в себе 7½ локтей, а локоть равнялся 25 русским дюймам. 

Десять квадратных прутов (один линейный прут в ширину и 10 в длину) назывались землемер- ным прутом, и 30 таких прутов (или 300 квадратных прутов) составляли один морг, а 30 моргов – волоку (которая равнялась 19 десятинам, 1 354 квадратным саженям, 7 квадратным футам и 6½ квадратным дюймам). 

Земельные работы Хвальчесвкого продолжались три года: с весны 1552 г. до весны 1555 г. В течение этого времени были измерены и взяты на учет все принадлежащие королеве пахотные земли в Пинском и Клецком княжествах. 

Большей частью эти земли были разбиты на волоки и в каждом селе разделены на три поля (в соответствии с используемой тогда трехпольной системой). Однако значительную часть полей, разбросанных по лесам и островам болотистого полесья, не удалось соединить в волоки. 

По-прежнему оставались небольшие отдельные участки, которые были разбиты на морги по старым границам. Обширные лесные пространства, заросли (дубравы) и покрытые водой болота оставались неизмеренными. 

События развернулись так, что королева Бона в 1556 г. уезжает на родину в Италию. Ее земли перешли к Сигизмунду II Августу. Сигизмунд II Август (сын Сигизмунда I и Боны Сфорцы), вскоре после вступления на престол (в 1548 г.), предпринимает повсеместное измерение и описание своих имений с четким установлением их границ и ликвидацией чересполосицы. 

Делалось это с согласия, а порой и по принуждению частных землевладельцев, земян и духовенства. Исполнителям воли короля (в качестве руководства) в 1557 г. была издана «Ус- тава на волоки Господара Короля его милости у во всемъ князстве Литовском». 

«Устава» имела обязательную силу для всех частных владельцев при определении размера крестьянских повинностей. Таким образом, земли теперь уже Пинского староства еще раз были подвергнуты волочному измерению. 

Главным событием была раздача земли королевским крестьянам. Лишняя земля отдавалась в пользование крестьянам частных землевладельцев и лицам других сословий: мещанам, земянам и духовенству. Все, кто брал землю, особенно новые поселенцы, освобождались на год, два, пять и даже шесть лет от повинностей. 

Установленной нормы надела не существовало, поэтому каждый мог брать столько земли, сколько хотел и сколько мог обработать. Количество принимаемой земли представителем любого сословия зависело от того, кто брал эту землю. В писцовой книге это подтверждается постоянно повторяемым словом «принял». 

Свою особенность имела и процедура установления повинностей. Повинности определялись не по числу дворов или душ, а по количеству и качеству получаемой в надел земли. По степени качества земли разделялись на три категории: хорошая, средняя и плохая. 

Повинности за пользование этими землями делились также на три вида: издельная, денежная и натуральная. Издельная повинность, или тяглая служба, устанавливалась одинакового размера за любую волоку земли, какого бы качества она ни была. Каждый должен был отрабатывать по два дня в неделю с чем прикажут (с волами или лошадью, с косой, серпом, сохой и т.д.). Те, кто имел половину волоки, отрабатывал один день, а кто имел еще меньше (особенно кто имел застенок), отрабатывал урок, т.е. выполнял единовременные работы без постоянной службы и других повинностей. 

Тяглые крестьяне, которые имели хорошую землю, кроме издельной повинности, должны были выплачивать за волоку 20 грошей чинша и давать одну солянку (2 четверти) ржи или 10 грошей, 2 солянки овса или 10 грошей, а всего 40 грошей (литовский грош в половине XVI в. равнялся 6½ русским серебряным копейкам). 

Те, кто имел хорошую землю, за волоку выплачивали 15 грошей чинша, одну солянку ржи или 10 грошей, одну солянку овса или 5 грошей, а всего 30 грошей. Те, кто имел плохую землю, за волоку выплачивали 12 грошей чинша, одну солянку ржи или 10 грошей, а всего 22 гроша. 

Вторая ревизия Пинского староства проводилась через девять лет. Король Сигизмунд II Август с целью более правильного устройства королевских крестьян и улучшения сбора королевских доходов повелел провести в 1561–1566 гг. волочное измерение королевских земель, организовать трехпольное хозяйство и равномерное распределение поземельных наделов, или, другими словами, провести новую аграрную реформу «валочная памера» Пинского староства. 

Цель таких административно-хозяйственных мер Сигизмунд II Август выразил в письме к пинскому старосте С. Довойне: «Поведаемъ тобе, ижъ для лепшого покоя межи подданныхъ нашихъ и для постановенья платовъ и пожитковъ нашихъ господарскихъ умыслили есьмо расказати въ старостве твоемъ Пиньскомъ, яко и въ иншихъ замкохъ и дворехъ нашихъ земли подданныхъ на волоки въ три поля розмерити и поровняти». Поручение короля было выполнено королевским дворянином (в ВКЛ и Речи Посполитой это шляхтич, который служил при дворе великого князя или короля) Лаврином Войною (позже пинский староста). 

К 1566 г. в состав Пинского староства входило 105 сел, 2 местечка и один город – Пинск. Пинск и села имели более 1 437 волок земли, или 27 300 десятин. Сюда не включались спорные с духовенством и земянами земли. Общего налога население указанных территорий (без учета натуральных повинностей) уплачивало более 1 160 коп литовских грошей, или более 69 600 литовских грошей. 

В административном отношении Пинское староство было разделено на восемь войтовств: Купетицкое, Паршевицкое, Чернчицкое, Курелицкое (Кужелицкое), Дружи- ловское, Христиболотское, Кигировское и Хоенское.

Войтовство – административно- хозяйственная единица в ВКЛ в XV–XVIII вв. В войтовство входила одна или несколько деревень, которые чаще всего составляли небольшое хозяйственное владение на веикокняжеских землях. 

Во главе каждого войтовства стоял войт из крестьян. Кроме указанного административно-территориального деления было еще и волостное деление. На период 1561–1566 гг. в Пинском старостве было три волости: Пинская, Вядская и Заречная. 

Для более эффективной организации хозяйственной деятельности были образованы фольварки (вид феодального земельного владения в ВКЛ и Речи Посполитой: двор феодала с комплексом строений и угодий). 

Таких фольварков в Пинском старостве было четыре: Селецкий, Ставецкий, Дружиловский и Стытический. Фольварками руководили управители. Для обработки фольварочной земли использовались батраки, или прежняя невольная челядь, получившая название огородников. 

В войтовство Курелицкое входили следующие села: Куреличи, Гневчичи (нынешние Гневчицы), Гутово, Великая Глинная, Ворочевичи (нынешние Вороцевичи). 

В войтовство Паршевицкое входили села: Паршевичи, Кошевичи, Богушево, Соловы, Ляховичи, Понятичи, Бродница, фольварок Ставок. 

В войтовство Дружиловское входили села: Дружиловичи, Трилесица (нынешние Трилиски), Пнюхи, Псищево (нынешнее Псыщево), Старая Осовница, Малая Осовница, обруб Язвинки, местечко Мотоль, урочище Папоротница, обруб-урочище Скотовище. 

В войтовство Хоенское входили села: Старые Кони, Погосто, Хвойно, Житковичи, Потаповичи, Кончичи, Иванкевичи, Прикладники, Омутовичи, Сваловичи, Бучин, Задолжье, Кухче, Храпин, Озерцы, Марочна, Сенчичи, Жидче, Коморы, Семехевичи, местечко Нобель, дворище Потаповское, дворище Путяловское.


Посилання на джерело: brsu.by/sites/default/files/vesnik/2113.pdf

Немає коментарів:

Дописати коментар