понеділок, 4 травня 2015 р.

Російський письменник Андрій Дугінець - автор роману "Стохід" про поліське село Морочне


У роки Другої світової війни доля закинула  російського письменника Андрія Максимовича Дугінця в поліське село Морочне. Через роки він напише про перебування тут роман "Стохід".

Письменник народився в селі Чаплинка Дніпропетровської області. Деякий час жив у Казахстані. У 1957 році закінчив літературний інститут імені М.Горького. До війни працював учителем.
Військова частина, де служив червоноармієць Дугінець, була розквартирована поблизу радянсько-німецького кордону. Після оточення бійці проривалися на схід по німецьких тилах.

Двоє червоноармійців - Андрій Дугінець і Петро Басов - дісталися до села Морочне, яке було в глибокому тилу німців. 

Хлопці залишилися в селі, випускали листівки. Потім був арешт. 13 днів Андрія Дугінця допитували німці.

Ось розповідь жителя села Морочне Івана Омеляновича Янковця: «Катерина Максимівна Крепка й Ольга Опанасик зібрали 36 підписів, щоб німці відпустили «восточника». Свідчили, що він тутешній. 

Це на той час був смертельний вирок для тих, хто підписався. І все ж люди не побоялися, заступилися. Хлопців відпустили. Андрій намалював гарні портрети Савчука П.П., Багна А.А., священика Навроцького».

Згодом автор роману партизанив у наших краях і водночас цікавився історією Полісся, життям морочненців.

Був учасником партизанського з'єднання Федорова, писав у партизанську газету «Червоний прапор» нариси під псевдонімом Андрій Хвиля, потім партизанив у Словаччині.

Один екземпляр свого роману "Стохід" автор підписав так: «Дорогим морочлянам, яким все життя буду вдячний за те, що зробили для мене в найважчі дні мого життя. 1 липня 1983 року». 

Інша книга автора має такий автограф: «Пилипе, прочитаєш і зрозумієш, що пам’ятаю все, що було і як було в ті важкі дні. 1979 рік». Подарована книга Савчуку Пилипу, жителю села Морочне. Із ним письменник все життя підтримував дружні зв’язки.

Андрій Максимович був дуже вдячний жителям нашого краю. Часто стверджував, що поліщуки дуже трудолюбиві й терплячі: «Земля ваша така невдячна, неродюча, а ви все трудитеся».

В останні роки свого життя він жив у Москві та все любив повторювати: «Таких працелюбивих людей, як на Поліссі, ніде немає».

Роман «Стохід» розповідає про життя поліщуків напередодні Другої світової війни. У планах автора було написання другої й третьої книг про село Морочне. Та не судилося...

7 коментарів:

  1. Уважаемая Валентина! Со слезами прочитала Вашу статью...Моего отца помнят в тех местах, которые были необыкновенно дороги ему!!!СПАСИБО ВСЕМ!!! ЖЕЛАЮ ВСЕГО САМОГО ДОБРОГО НА ЗЕМЛЕ!!!С уважением, Наталья Андреевна Терещенко, дочь писателя-партизана Андрея Максимовича Дугинца, автора романа о полещуках "Стоход". Ко дню Победы я опубликовала книгу об отце, где коснулась и событий в Морочне, и разместила фотографии. Мечтаю посетить эти края...

    ВідповістиВидалити
  2. Если кому интересно, то моя книга есть на разных украинских сайтах:
    "И честно бился пулей и стихом... " Андрей ДУГИНЕЦ, писатель-партизан. Н.А.Терещенко. Записки дочери.

    ВідповістиВидалити
  3. Наталья Андреевна! Очень приятно было узнать, что такие уважаемые люди, как Вы, посещают этот сайт. Вдвойне интереснее сам факт знакомства с дочерью известного русского писателя, который часто бывал на Полесье. Очень хотим прочитать Вашу книгу. К сожалению, в Интернете текст её найти не смогли, только содержание. Посоветуйте, пожалуйста, как это сделать...

    ВідповістиВидалити
  4. Уважаемая Валентина! Только сейчас я прочитала Ваш давний ответ на мой давний мейл...Благодарю Вас! Я тогда ждала Вашего ответа, но не дождалась сразу, а потом больше не проверяла,т.к.произошло событие, которое выбило меня из колеи. Могилу моего отца сровняли с землей, памятник выбросили - теперь это место намерены продать...Вот уже несколько месяцев мы занимаемся восстановлением с помощью адвокатов. Буду рада выслать Вам мою книгу,если она Вам интересна. Недавно нашли кое-что в музее Банска-Бистрицы - в тех краях отец воевал. Очень хочу посетить Морочну.Всего Вам самого доброго!С уважением,Н.А.Терещенко.

    ВідповістиВидалити
  5. Уважаемая Наталья Андреевна! Прочитанное известие просто шокировало меня. Бывают же в жизни минуты необъяснимого кощунства, как случилось из могилой Вашего отца. А я буду с нетерпением ждать Вашей книги. Приезжайте в Морочное, там многие жители ещё помнят Вашего отца. В доме его друга Савчука живёт его дочь Вера. А я живу в соседнем селе Мутвица.

    ВідповістиВидалити
  6. Уважаемая Валентина! Спасибо за Ваше письмо, за сочувствие. Сейчас дело по вандализму с могилой отца передано в суд.Будем ждать. Очень рада, что есть тонкая ниточка связи с Вами, с людьми и краями, которые были дороги моему отцу, а теперь и мне, моей семье. Попробую спланировать поездку в Морочну на весну-лето, но не знаю, получится ли. Не знаю, как можно обменяться мейлами или телефонами или переслать мою книгу.Наверно, невозможно. Я напишу Вам обязательно в начале апреля - тогда уже станет ясно, получится моя поездка или нет. Просто не верится, что остались жители Морочно, которые помнят отца или хотя бы слышали о нем. Увидеть бы Веру Савчук, она, наверно, слышала о моем отце. Будем надеяться на встречу и еще раз спасибо Вам, Валентина!

    ВідповістиВидалити
  7. Уважаемая Валентина!
    Хочу сообщить Вам об интересном и радостном событии. В районе, примыкающем к Москве, где у отца была дача(ее так и называли "Писательская дача") ко Дню Победы открывается интерактивный музей, посвященный знаменитым и интересным жителям этого района.Меня попросили предоставить материалы по А.М.Дугинцу - фото, книги(мою также), документы и проч. Я очень рада и благодарна молодым, которые это делают! Удивительно, что они изучили биографию отца, читают его книги и задают мне множество вопросов - им это интересно! К сожалению, в Морочну сейчас я приехать не смогу, но надеюсь, что Вы ответите мне когда-либо, и мы сможем установить связь. Возможно ли писать Вам на рабочий адрес, который можно указать здесь. У меня рабочего адреса нет.Надеюсь все-таки на встречу!С уважением и наилучшими пожеланиями, Терещенко Н.А.

    ВідповістиВидалити